мастерская живописи и графики

Первоначально свою работу Матисс написал в 1909 г. На создание картины, по одной версии, Матисса вдохновили увиденные им балетные «Русские сезоны» Дягилева и танцы в Коллиуре, по другой - рисунки на древних греческих вазах. В настоящее время картина хранится в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Вторая версия Танца была написана в 1910г. так же на гигантском холсте, занимающем всю стену. Заказчиком стал русский коллекционер Сергей Щукин. Он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка…».

Картина Анри Матисса: Танец
Анри Матисс: "Танец", 1910 г., 258х390 см., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Щукин был в восторге от группы обнажённых, схематически изображённых людей, которые кружатся в диком первобытном танце, а их тела парят на сине-зелёном фоне вопреки законам физики, как мы видим перспектива на полотне отсутствует.

Матисс говорил: «Я очень люблю Танец. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем. Когда мне нужно было сделать Танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен-де-ла-Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности смотрел на фарандолу... Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей... Вернувшись к себе, я сочинил мой Танец на плоскости четырехметровой длины, напевая мотив, который услышал в Мулен-де-ла-Галетт, так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме».

Совершенно спокойное высказывание Матисса о своей работе его современники не разделили. Уже в словах самого Щукина можно увидеть отношение благочестивой публики в Танцу: «Если, увидев картину, испытал психологический шок, — покупай ее». Картина стала самым провокационным полотном художника. Перед отправкой в Россию он выставил Танец и Музыку на осеннем Парижском Салоне. Обнаженные тела, «примитивное» изображение, широкие мазки, яркие цвета – все это сначала привлекало зрителей, а затем эпатировало. Перед обеими картинами ежедневно собиралась толпа, они насмехались над работами и проклинали Матисса с его заказчиком. Картины поражали современников, возмущали и оставляли в их сознании сильный ожог.

Разразился настоящий скандал. Критики объявили Щукина сумасшедшим. Рецензии в газетах были убийственными. Сам Щукин не выдержал. Он попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.

Спустя время, Щукин сказал обо всем этом: «Надо было иметь крепкие нервы, чтобы их написать. И не менее крепкие нервы – чтобы их купить».

Не был принят Матисс и коллегами по цеху. Большинство современных Матиссу русских художников не признали творчество француза. Однажды к Щукину в особняк на Знаменке наведался Илья Репин. По отзывам современников он в ужасе бежал, увидев щукинскую коллекцию, приговаривая, что ноги его там больше не будет.

На старости лет Анри Матисс вспоминал, как зашел однажды в одно из артистических кафе на Монпарнасе, где сидел Пикассо с компанией своих почитателей. Матисс поздоровался, но никто не потрудился ответить. Так он и оставался в полном одиночестве за столиком. Вспоминая эту тягостную сцену, Матисс говорил: «Всю жизнь я был в карантине».

Если искать в картине символические значения, то конечно, в центре внимания мы видим хоровод - символ тесного включения человека в сообщество, где он получает и делится энергией (жизненной силой). Хоровод ограждает, защищает и направляет человека. Имитируя путь солнца, хоровод символизирует то, что человек так же проходит заданный путь, что дает ему уверенность в завтрашнем дне.

Почему Матисс взял тему доисторического прошлого человека? Почему отобразил ее таким образом? Какими впечатлениями художник хотел с нами поделиться?

Возможно он хотел сказать нам, что современный человек утрачивает свою свободу быть самим собой, данную ему природой, он прячется за масками своей одежды, статуса и т.п. Возможно Матисс считает, что природа и инстинкты человека кипят в нем и все равно рано или поздно возьмут свое?

Огненный цвет обнаженных фигур, указывает на связь с солнцем. Человек не боится показывать (обнажать) свои чувства, находясь в сообществе он остается самим собой.

Усиливается композиция изображением холма, где чаще всего совершались ритуальные танцы. Холм символизирует духовное возвышение и связь с божественными силами на небе. Именно в танце, как части обряда совершалось таинство, где человек познавал себя, свое место в обществе, которое давало возможность выпустить на волю свои сильные чувства.

Может именно такими хотел видеть Матисс общество и современного человека свободным в выражении своих чувств? Позже он писал: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».

В творческой профессии нужно обладать смелостью материализовать свою энергию, даже если вокруг мало единомышленников. Матисс стал еще одним маяком и примером для многих, кто боялся заявить о себе и стеснялся выразить себя.

По материалам:

  1. Герман Токарев, «50 картин, изменивших искусство», Эксмо, 2012, стр. 200
  2. Газета Коммерсант, №106 от 15.06.2000
  3. BFM.RU, статья «27 тысяч франков от Щукина имели значение», 25.04.2010
  4. Энциклопедия искусства, Матисс
pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img