Работа художника состоит из многих этапов: от выбора удачного ракурса и подготовки всех материалов к работе, до нанесения графического наброска, подмалёвка и наложения дальнейших цветовых слоев. Благодаря разумной первоначальной разработки будущей картины у художника получается законченное, правильно построенное произведение с живыми, не «из банки», цветами.
Поговорим о подмалёвке, как основе будущей картины.
Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.
Подмалевок должен быть тонким и быстро сохнущим, а последующие слои краски должны сохнуть медленнее и содержать больше краски. Акриловые краски также подходят для подмалевка, поскольку высыхают быстро, но их необходимо развести небольшим количеством воды (не растворителя) и наносить тонким слоем.
Делать акриловый, гуашевый и акварельный подмалёвок можно под масляную живопись, но не наоборот.
Краска распределяется по всему полотну, чтобы перекрыть отвлекающую белизну бумаги или холста.
Подмалёвок выполняется с расчётом на просвечивание его через те тонкие слои красок, которые наносятся на завершающей стадии работы.
Подмалёвок в живописи - это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная - раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.
Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям.
Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” - восклицает он.
В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок - это пятно, моделирующие форму предмета.
Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров для проработки деталей.
Уметь видеть - наиважнейший навык в работе живописца. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.
Подмалёвок - это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.
Практические советы:
1. Приведенные ниже краски не следует использовать для подмалевка без добавления разбавителя, т.к. в их составе слишком много масла. Можно использовать их для этой цели, смешав с другими, содержание масла которых ниже:
- Малиновый ализарин
- Небесное сияние
- Кадмиевые краски
- Кобальтовая синь
- Черная слоновая кость
- Черная сажа, фталоциановые краски (пигменты и красители на основе фталоцианина и его металлокомплексов (в основном, меди). Образуют группу пигментов синего и зеленого цветов)
- Хинакридоновые краски и виридиан.
2. Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом.
3. Дайте подмалёвку просохнуть. Для лучшего сцепления следующих слоев, можно покрыть подмалёвок слоем мастичного лака.
На занятиях в нашей мастерской живописи и графики "Художники Арбата" мы уделяем стадии подмалевка особое внимание. Приходите на занятия и вместе с нами осваивайте секреты масляной живописи. Записывайтесь на занятия.