мастерская живописи и графики

Техника живописи "А ля прима" (от итал. a la prima — «в один присест») – это одна из основных техник масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок.

Этим она отличается от многослойной техники, которая считается классической. Техника укрепилась в живописи с появлением импрессионистов. Художник заканчивает работу до полного высыхания красок, не дожидаясь пока очередной слой высохнет.

В техническом отношении этот метод живописи является наилучшим, так как при нем вся живопись состоит из одного слоя, высыхание которого при умеренной толщине его протекает беспрепятственно. Красочный слой защищен от трещин, равно как сами краски сохраняют свою первоначальную свежесть.

img

Метод «А ля прима» не требует выполнения обычного рисунка, и художник может прямо приступить к краскам и письму.

Если же рисунок необходим, то можно ограничиться легким наброском.

Чтобы иметь возможность закончить живопись по-сырому, т. е. до начала высыхания масляных красок, принимаются всевозможные, но безвредные для живописи меры, начиная с подбора красок. Так, цинковые белила будут более уместны, нежели свинцовые. Состав связующего вещества красок также имеет значение. Наиболее применимы краски, тертые на медленно сохнущих маслах: маковом, ореховом и подсолнечном; краски же на льняном масле пригодны лишь для быстрой, непродолжительной работы.

Краска не сохнет приблизительно 24 часа, поэтому у художника есть целые сутки, чтобы успеть все дописать и исправить.

Однако, если холст очень большого размера, то может потребоваться больше времени.

Чтобы задержать как можно дольше высыхание красок, исполняемая живопись ставится в промежутках между работой на холод, в темноту, причем по возможности преграждают к ней свободный доступ воздуха.

Однако для того, чтобы нанести один слой краски поверх другой, ещё не высохшей, и получить требуемый результат, нужно определенное мастерство и особое понимание. Ведь масляная краска податливая, и один слой может частично «пропасть», «раствориться» в другом.

Поэтому чтобы освоить технику, нужно начинать с малого:

  1. Подберите светлый грунт холста, который не будет оттенять краски, например, розоватый или желтоватый или затонируйте белый холст разбавив нужный цвет растворителем (дайте просохнут 15 мин);
  2. Если нужен рисунок (набросок), то воспользуйтесь кистью, а не углём или карандашом, делайте мазки легко, нанося краску прозрачно и воздушно.
  3. Главное не использовать темные и чёрные цвета, иначе они будут просвечивать сквозь тонкий слой краски. Следует для наброска определить основной тон картины и взять краску чуть светлее;
  4. Если Вы только что затонировали грунт, можно обратным концом кисти или мастихином легонько процарапать набросок, пока тонировка подсыхает;
  5. Почувствуйте возможность быстро получать результат, нанесите основные цветовые пятна, посмотрите, что получится, затем уже усложняйте задачу;
  6. Перед тем, как начать детализацию и уточнять свето-тени, избавьтесь от незаквашенный участков холста;
  7. Чтобы нижний слой краски не подмешивался, правильно держите кисть и укладывайте следующий слой легкими мазками.
  8. Чаще вытирайте кисть. Для светлых и темных цветов используйте разные кисти.
  9. Самые светлые мазки наносите одним касанием, потом сразу вытекайте кисть о тряпку и снова наберите с палитры цвет. Итак мазок за мазком. Этот приём так и называется «через тряпку», благодаря ему краска с нижнего слоя не подмешивается, и Вы сможете поставить эффектные акценты.
  10. Не стремитесь прорисовывать детали, и не застревайте на отдельных элементах картины, чаще отходите назад и смотрите на картину «в целом». В технике «а ля прима» гораздо важнее передать общее ощущение и впечатление, ловите момент, игру света. Для детализированной и четкой прорисовки эта техника не очень подходит.

Не бойтесь, если первые картины будут «пестреть» ляпами и недоработками. Это нормально. Ведь именно эти ошибки, вовремя замеченные, позволят вам в будущем писать еще лучше;

А дальше будет видно. Если вас сильно увлечет техника «по-сырому», быть может, самые значительные картины вы напишете именно в ней.

img

Живопись, исполняемая «а ля прима» имеет своеобразную красоту, она приятна своей свежестью и непосредственностью, выявляя «мазок» автора и его темперамент.

Техника алла прима- это импульс, особое состояние и эмоциональное впечатление от того, что выходит у вас из под кисти. В этой технике писали свои картины многие великие художники (Веласкес, Делакруа, Моне, Репин, Винсент Ван Гог, Джон Сарджент)

Алла прима показала, что живопись может служить не только для документальной фиксации образов, пейзажей и предметов, но и для отображения внутренних чувств автора. Отчасти и алла прима посодействовала тому, что живопись превратилась из ремесла в искусство.

Кстати, доказано, что, находясь в «состоянии импульса», у человека повышаются эндорфины, что и улучшает сразу же настроение. Именно это первым делом отмечают любители живописи и вообще творчества (о пользе арт терапии читайте в наших предыдущих публикациях).

Приходите рисовать к нам в мастерскую, вместе будем получать удовольствие от письма маслом в технике « а ля прима».

pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img