мастерская живописи и графики

Наверняка каждый художник оказывался в ситуации, когда упирался в тупик, опускались руки, пропадало желание писать. В этой статье мы даем признаки разных кризисных ситуаций в жизни творческого человека и делимся практическими рекомендациями, как из них выйти. Вот 5 причин неудач на пути к шедевру и шаги их преодоления.

1. Интеллектуальное переутомление

Как проявляется?

Чаще всего наблюдается синдром "Тупого профессора". Читаешь абзац знакомого текста и не можешь понять, о чем это. Информация не воспринимается и не запоминается.

Ни какие идеи не посещают, в работе стопор. Сложно сосредоточиться на выполнении привычной работы, даже рутинные операции даются с трудом.

Фотография: Художник думает
Фотография: "Художник думает"

На холсте много ошибок, сложно удерживать внимание, постоянно приходится что-то переделывать, растет недовольство собой. Поиск новых решений невероятно затруднен.

Что делать, если у вас запредельное торможение? Описанное выше состояние именно так и называется.

Отдыхать или переключиться на не сложную деятельность руками, т.е. на физический труд. Понадобится какое-то время, прежде чем ваш мозг отдохнет от предыдущих сложных интеллектуальных задач.

У всех свой период восстановления. Он может занять от одной до трех недель. Многое зависит от того, на сколько качественно вы отдыхаете.

Очень хорошо помогает для интеллектуального восстановления спорт, особенно игровой. На фоне положительных эмоций при физической нагрузке и общении с друзьями мозг легко переключается и отдыхает.

Картина Александра Дейнеки: Футбол
Александр Дейнека: "Футбол", 1928г.

Не любите бегать с мячом? А как насчет тенниса, роликов или поездок на велосипеде, прогулок с хасками или просто выезд за город на природу?

Обратите внимание на сон – это лучшее лекарство для восстановления. Постарайтесь ложиться спать до 23 часов. И ни какой сложной интеллектуальной работы.

Поддержите себя витамина группы B, C, D, E. Ученые считают, что они хорошо стимулируют работу мозга. И не вздумайте принимать алкоголь. Это затормозит вашу нервную систему еще больше.

2. Эмоциональное выгорание и физическое истощение

Как проявляется?

Упадок душевных и физических сил, отсутствие тяги к творчеству. В теле слабость, руки опускаются в прямом смысле этого слова. А вот нервное напряжение, раздражительность и обидчивость только нарастают. Появляется бессонница. Человек говорит: "Я больше не могу, я опустошен".

Усиливаются вредные привычки: увеличивается количество выкуренных сигарет и выпитого спиртного. Посещают частые головные боли.

Картина Пикассо: Любительница абсента
Пикассо: "Любительница абсента", 1901г., 73х54 см.

Скорее всего в вашей жизни амбициозные цели, много задач и рутинной работы, постоянные переработки, возможно однообразие. Ситуация усугубляется, если вы не получаете ожидаемого результата, успеха и признания.

Как выбираться из душевной и физической ямы?

Сначала признайте, что ваш организм начал защищаться от вас же. Потом настройтесь на восстановление сил и энергии в вашем организме. Сон, питание, прогулки, витаминки и отключите каналы с дурными новостями.

Если есть возможность поехать к морю или в санаторий, то не отказывайтесь. Плавание, процедуры, массаж помогут вам восстановить жизненный тонус. Кстати, есть мнение, что хорошо помогает рыбалка.

Избегайте ситуаций, где вы вынуждены с кем-то спорить, что-то доказывать, принимать важные решения. Вам нужно хоть на 1-2 недели сократить количество нервных напряжений. Уходите от давления и пресса со стороны.

Картина Яна Стена: Ссора игроков в карты
Ян Стен: "Ссора игроков в карты", 1665г., 90×119 см.

По мере появления сил в руках и ногах начнет проясняться и голова. Если физические силы наконец позволяют, посмотрите в сторону совместных выездов с коллегами и друзьями на пленэр. Эмоционально точно перезагрузитесь, особенно если этот пленэр проведете в другом регионе в течение 3-6 дней в загородном доме с баней. Помечтали? Более бюджетный вариант – серия коротких пленэров в своем городе.

Уровень требований к пленэрным работам практически отсутствует. Это ведь не подготовка картины на выставку в музее. Поэтому, с одной стороны вы при деле, а с другой ни каких обязательств. Тут главное, что бы подобралась хорошая компания и никто вас не раздражал.

Все дела остановить не возможно и не нужно. Посмотрите, может есть короткие и не сложные дела, которые вы долго откладывали. Иногда решение таких вопросов поднимает настроение.

Найдите, чем побаловать себя. Займитесь приятным делом, но не требующем от вас длительного напряжения. В общем больше позитива.

Обратите внимание на то, что чаще всего неврозы бывают у людей с жаждой превосходства, гиперактивных, эгоцентричных, честолюбивых, склонных к агрессии, с повышенной тревожностью.

Картина Франсуа Жерара: Наполеон I в его коронационных одеждах
Франсуа Жерар: "Наполеон I в его коронационных одеждах", 1805-1815гг., 226x146 см.

3. Ни каких новых идей?

Как проявляется?

Иногда художник сам замечает, а иногда коллеги подсказывают, что он "исписался" или "выдохся". Есть понимание, что нужно что-то новое, оригинальное, интересное, актуальное. А идеи нет. Проходит день, неделя, но вдохновение спит.

Как добиться посещения музы и получить долгожданный инсайт?

Ученые до сих пор этого не знают. Секрет того, как приходят новые идеи не раскрыт. Иногда они появляются одна за другой совершенно спонтанно и неожиданно, а иногда в результате предыдущей, часто исследовательской работы.

За новые идеи отвечает воображение. Чем больше новой информации, тем лучше оно работает и тем креативнее будут ваши идеи. Не зря говорят: "Пустая голова не мыслит". Давайте вспомним хотя бы, как родилась у Репина идея написания картины "Запорожцы...".

Эскиз к картине Репина: Запорожцы...
И.Е. Репин: "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-1891гг., 203x358 см.

На свой день рождения Илья Ефимович был в кругу друзей на даче у Саввы Мамонтова. Конечно, все обсуждали тему недавней победы России в русско-турецкой войне 1877-78г..

Мстислав Прахов (лингвист и переводчик) достал газету со статьей историка Н.И. Костомарова, в которой было письмо казаков турецкому султану. Дмитрий Яворницкий (академик МГУ) прочитал это письмо в ироничной манере. Гости надрывались от смеха.

Репин, наблюдал за всем этим и неожиданно его осенило написать картину о верующем, вольном и храбром воинстве. Он тут же взял карандаш и сделал набросок.

Ни кто не знает, сколько нужно времени на то, что бы пришла гениальная идея. Но остается фактом – воображению нужен свежий материал. Дальше оно будет комбинировать варианты. Собственно вы и сами можете ему в этом помочь.

Картина Врубеля: Муза
М.А. Врубель: "Муза", 1896гг., 203x358 см.

Развивайте наблюдательность – она дает хорошую пищу для креативности. Вычитывайте в книгах интересные факты, посетите спектакль, выставку. Ищите необычное в привычном, смелое, с юмором и др. Вглядывайтесь в лица, позы, одежду, архитектуру, транспорт, природу. Смотрите документалку. В общем вы поняли – открывайте новые информационные каналы.

В 1629 году Рубенс посоветовал Веласкесу отправиться в Италию. Если у вас нет такой возможности, то хотя бы посмотрите несколько фильмов об этой или другой стране.

Веласкес воочию узрел Ван Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов — Тициана, Тинторетто, Веронезе, Микеланджело. И знаете, что он сделал? Начал копировать их работы. Изображение Карла V работы Тициана вовсе стало шаблоном для монархических портретов живописца.

На картинах Веласкеса впервые появляются светлые цвета: ослепительный желтый, ярко-голубой. Художник избавился от чрезмерной черноты и контрастности. Мы видим больше естественности и обаяния в изображении героев, особенно детей. Улучшается передача пространства и световоздушной среды.

Картина Веласкеса: Старая кухарка
Веласкес: "Старая кухарка", 1618г., 105х119 см.
Картина Веласкеса: Крестьянский обед
Веласкес: "Крестьянский обед", 1618-1619гг., 100x122 см.
Картина Веласкеса: Севильский водонос
Веласкес: "Севильский водонос", 1622г., 106.7×82 см.
Картина Веласкеса: Трактирщик
Веласкес: "Трактирщик", 1625г., 100x122 см.
Картина Веласкеса: Аполлон в кузнице Вулкана
Веласкес: "Аполлон в кузнице Вулкана", 1630г., 223x290 см.
Картина Веласкеса: Святая Руфина
Веласкес: "Святая Руфина", 1632-1634г., 64x77 см.
Картина Веласкеса: Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме
Веласкес: "Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме", 1635г., 191x103 см.
Картина Веласкеса: Портрет инфанты Маргариты в розовом платье
Веласкес: "Портрет инфанты Маргариты в розовом платье", 1654г., 128.5×100 см.
Картина Веласкеса: Портрет инфанты Маргариты в белом платье
Веласкес: "Портрет инфанты Маргариты в белом платье", 1656г., 105×88 см.
Картина Тициана: Конный портрет Карла V
Тициан: "Конный портрет Карла V", 1548г., 105×88 см.
Картина Веласкеса: Конный портрет Филиппа IV
Веласкес: "Конный портрет Филиппа IV", 1634г., 301×314 см.
Картина Веласкеса: Конный портрет принца Бальтазара Карлоса
Веласкес: "Конный портрет принца Бальтазара Карлоса", 1635г., 209×173 см.
Картина Веласкеса: Конный портрет Филиппа III
Веласкес: "Конный портрет Филиппа III", 1635г., 212×300 см.
Картина Веласкеса: Конный портрет Филиппа III
Веласкес: "Конный портрет графа-герцога Оливареса», 1636г., 229×313 см.

4. Застрял в решении задачи

Как проявляется?

В ходе разработки некоторой идеи художнику не нравятся варианты ее реализации, он постоянно терпит неудачи. Начинается период проб и ошибок, подбора, отсеивания и подгонки. А еще, сжигания кучи нервов, своих и близких.

Как преодолеть "муки творчества"?

Главное – не паниковать и не психовать, когда не получается добиться желаемого. Негативные эмоции будут только тормозить вас. Просто скажите себе: "Я буду экспериментировать, получать новый и необходимый опыт. Сейчас для меня важен прогресс, а не мгновенный результат".

Ценность эксперимента не только в том, что вы продвигаетесь к намеченной цели, но и в том, что на этом пути получаете то, что потом сможете использовать в других своих работах.

Не всегда удается получить желаемый результат к намеченному сроку, поэтому будьте готовы к внутреннему компромиссу. Вспомним как Репин работал над картиной "Не ждали", где он многократно переписывал лицо главного героя.

Картина И.Е. Репина: Не ждали
И.Е. Репин: "Не ждали", 1884-1888гг., 160,5×167,5 см.

Работа была "закончена" в феврале 1884г. и отправлена на выставку с другими "передвижниками". Критик Стасов, посещавший мастерскую, видел как мучился Репин с этой задачей и пришел к выводу, что тот не справится с ней. Но был приятно удивлен, когда пришел на выставку.

А вот автор картины переписал лицо входящего через год, когда работа вернулась. При этом Третьяков внес за нее уже предоплату. Через два года в 1887г. Репин правит лицо мужчины прямо в галерее Третьякова. А еще через год по просьбе художника Третьяков присылает ему работу из Москвы в Питер, где Репин в последний раз правит лицо главного героя.

Как ускорить прогресс?

Делайте то, что делали все великие. Изучайте работы старых мастеров. Посетите музей, вернисаж, фотовыставку. Ищите аналогии, сюрпризы. Попробуйте скопировать какую-то работу кого-то из мастеров. В таких ситуациях часто бывают инсайты типа: "Так вот как он это сделал".

Картина И.М. Прянишникова: В мастерской художника
И.М. Прянишников: "В мастерской художника", 1890г., 42×49 см.

Сходите в гости в мастерскую к коллегам. Посмотрите как они мучаются, посоветуйтесь с ними. Загляните в соц. сети. Посмотрите в интернете видеоролики коллег. Сходите в кино, там операторы тоже ломают голову над картинкой.

Если навыки позволяют, то поиграйтесь с искусственным интеллектом – кладись разнообразия. Читайте книги о художниках и мемуары художников. Ну вот, хотя бы рассказ художника-копииста Я.Л. Филатова про встречу с Айвазовским из книги Андрея Лескова "Жизнь Николая Лескова":

"Сижу как-то и копирую марину. Дело идет к концу. <...> — все верно, на месте и, кажется, не плохо. Не удаются только брызги на прибрежных скалах. Сажаю их точка на точку, как на оригинале, но там они живут и блещут, а у меня мертвы. Сниму их мастихином и опять за то же и с тем же неуспехом.

«Не выходит?» — слышу за спиной. <...> отвечаю: «Не выходит!» — «Да так никогда и не выйдет» <...> «Позволите?» — «Как не позволить? Пожалуйста». Сам подаюсь от мольберта и подал ему свою тоненькую кисть...

А он, не взглянув на нее, нагнулся, выбрал большую грубую кисть, разжижил краску, стряхнул слегка кисть-то, повернул ее в левой руке вверх, взял в правую мастихин, поставил поперек над кистью, присмотрелся к скалам да острым его ребром как черкнет от копии к себе, скалы-то враз живыми брызгами и заиграли.

Я и обомлел. «Иначе, говорит, уважаемый коллега, это не делается»..."

Итак, все уже открыто и придумано до вас. Вам нужно выйти из своей мастерской и поискать "это". Смотрите, изучайте, советуйтесь, что-то да откликнется. Пробуйте, ошибайтесь, учитесь, приобретайте опыт. Так вы растормошите свою креативность.

5. Вы в ситуации неопределенности

Как проявляется?

Растерянность: "Что делать?". Вы словно на распутье и не знаете, куда направить свою творческую энергию. Идеи есть, но они очень разные.

Картина В.М. Васнецова: Витязь на распутье
В.М. Васнецов: "Витязь на распутье", 1882г., 167×308 см.

Скорее всего ваши привычные действия не дают нужного результата. Вы понимаете, что нужны перемены, но вам сложно предсказать и спрогнозировать что даст эффект.

В душе раздрай, а мысли скачут с темы на тему из крайности в крайность. Настроение меняется от гнева до апатии за секунду и наоборот. Все приоритеты смешались, стрелка творческого компаса словно взбесилась.

Как определиться и планировать свое будущее?

Нельзя на долго застревать в состоянии стресса, когда эмоции доминируют над разумом. Поэтому сначала помогите своим мыслительным процессам. Как только вы начнете анализировать ситуацию и думать о том, где взять ресурсы эмоциональное напряжение пойдет вниз.

На этом этапе вам не удастся полностью успокоиться, да это и не нужно. Главное, что бы ваш мозг начал продуктивно работать и вы смогли сосредоточиться на составлении нового перспективного плана.

Попытайтесь опредметить свои желания, чего вы хотите, хотя бы по минимуму. Возьмётесь за максимум и мозг вам скажет: "Это не реально!". Вы снова окажетесь в западне у своих страхов.

Итак, что мне нужно? Формулируйте образ желаемого результата достижениями, а не избеганием. Замените: "Не получить негативные отзывы", на: "Получить положительный отзыв от профессора "Уважаемого"".

Конкретизируйте результат, который хотите получить? В такие-то сроки посетить мастер-класс известного художника...., до такого-то числа изучить..., написать серию из 5 картин на такую-то тему, познакомиться с куратором выставки в галерее..., участвовать в выставке..., продать такие-то картины, заработать столько-то, написать статью о ..., к такому-то сроку стать членом союза...

Второй этап – определите, какие ресурсы вам нужны, где их взять, к кому обратиться, кто поможет, что придется за это отдать. Какие будут альтернативы, если ожидаемые источники окажутся закрытыми?

Как только проработаете вопрос с альтернативами, вам станет легче. Вы успокоитесь и поймете, что у вас есть план и теперь нужно его реализовывать.

Картина Винченцо Кампи: Продавец фруктов
Винченцо Кампи: "Продавец фруктов", 1578-81гг., 143x213 см.
pic
pic

В нашей библиотеке содержится много интересной информации, полезной для начинающих художников. Мы надеемся, что эта информация поможет Вам в развитии навыков рисования и создания своих картин.

Когда Вы создаете свою картину - это уникальная работа. Часто, для успешного завершения которой, бывают полезными советы мастеров. В нашей мастерской Вы можете воспользоваться консультациями художников-преподавателей на мастер-классах, курсах или он-лайн.

img